По данным Тамбовстата оборот предприятий розничной торговли города (в сопоставимых ценах) составил 6340,78 млн. руб. (94,5 % к соответствующему периоду 2015 года).
На снижение объема товарооборота оказал невысокий потребительский спрос вследствие снижения реальных доходов населения.
Каждому жителю города продано товаров в среднем на 161,3 тыс. руб., что на 4,4 тыс. руб. больше, чем в январе-декабре 2015 года.
Оборот розничной торговли по торгующим предприятиям сложился в сумме 5309,4 млн. руб. или 101,0 % к уровню прошлого года.
Удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачные изделия в общем обороте розничной торговли составил 52,1%, непродовольственных товаров – 47,9% (за 12 мес. 2015 года, соответственно, 49,7% и 50,3%).
Сеть предприятий розничной торговли насчитывает 526 магазинов, павильонов, киосков с торговой площадью 26,6 тыс. кв.м. Кроме того, розничная торговля осуществляется, на двух муниципальных ярмарочных площадках города, в плане организация с/хоз рынка в районе железнодорожного вокзала.
Положительное влияние на оборот розничной торговли оказало открытие новых предприятий, реконструкция имеющихся торговых площадей, расширение ассортимента реализуемых товаров.
На развитие материально-технической базы предприятий торговли города привлечено 124,8 млн. рублей частных инвестиций. Открыто 36 предприятий розничной торговли (27 магазинов, 8 павильонов, 1 киоск), в т.ч. сетевые магазины «Красное и Белое», «Алкобренд», «Ассорти-Экспресс», а также магазины: «Домик мясника», «Александра», «Ирис», «Вини Пух», «Покупай-ка», Торговый дом «Новострой» и т.д.
За счет вновь отрытых и реконструируемых предприятий торговая площадь объектов увеличилась на 2,9 %, на 1 тысячу жителей города в среднем приходится 675,7 кв.м. Норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов – 619,7 кв.м на 1 тыс. человек - выполнен на 109,0 %.
По итогам 2016 г. тенденция к росту вышеуказанных показателей сохранится.
В настоящее время на территории города реализуются следующие инвестиционные проекты:
Ресторан «Мега» - банкетный зал (ул.Пушкина, д.2);
Гостиница «Мега» (ул.Пушкина, д.2);
Магазин «Вкусняшка» (ул.Кирова, д.31б);
Кафе (ул.Красная, д.51).
Индекс цен в розничной торговле составил 108,65% , в том числе по продаже продовольственных товаров – 108,02%, по продаже непродовольствен-ных товаров – 109,35%.
Одной из форм сдерживания роста цен, увеличения объёмов продаж местной продукции по ценам производителей является организация розничных ярмарок. План мероприятий по развитию торговли и общественного питания города на 2015-2017 годы, утвержденный постановлением администрации города от 25.02.2015 № 226, предусматривает дальнейшее совершенствование ярмарочных форм торговли.
В IV квартале т.г. количество площадок, определенных для проведения регулярных (еженедельных или сезонных) ярмарок составило 6 единиц из них 2 постоянно действующие, на которых организовано около 300 торговых мест, 100% из которых предоставляется бесплатно, главным образом, сельхозпроизводителям всех форм собственности. Недостатка в торговых местах на ярмарках не отмечается. К уровню III квартала 2016 года количество ярмарочных площадок увеличилось на 60 единиц (организация сезонных сельскохозяйственных ярмарок).
Кроме регулярных ярмарок на территории города организуются разовые и тематические ярмарки (Рождественская, Проводы русской зимы, Широкая Масленица, День города и т.д.).
Специалистами отдела торговли постоянно проводится мониторинг ценовой ситуации на продовольственном рынке города. Работа ведется, в первую очередь, с крупными предприятиями оптовой и розничной торговли, оказывающими существенное влияние на развитие потребительского рынка. С руководителями этих предприятий достигнуто взаимопонимание о необходимости сдерживания роста оптовых и розничных цен, недопущения необоснованного увеличения потребительских цен на основные виды социально значимых продуктов питания.
По итогам декабря по сравнению с январем т.г. высокие рейтинговые показатели наблюдаются по мясу птицы (куры – темп роста 101,3%, темп роста в целом по области – 101,6%), крупе гречневой (темп роста 106,2%, в целом по области – 106,4%), картофелю (темп роста 107,8%, в целом по области – 110,1%).
Проводимый мониторинг ценовой ситуации на потребительском рынке города свидетельствует о том, что сложившийся уровень розничных торговых надбавок на основные продукты питания повседневного спроса на протяжении ряда лет остается, практически, неизменным, увеличение потребительских цен вызвано, в первую очередь, ростом отпускных цен производителей, сезонной продажей, расширением ассортимента.
Оборот общественного питания составил 78,8 млн. рублей с ростом на 101% к соответствующему периоду 2015 года. В расчете на одного жителя города оборот составил 2004,8 рубля.
За 12 мес. 2016 года введено в эксплуатацию 3 предприятия общепита – кулинария «Пирожок», кафе «Уют», кулинария «Обжорка».
Сеть общественного питания насчитывает 64 предприятия (рестораны, кафе, столовые, закусочные и др.). На 1 тысячу жителей города в среднем приходится 52 посадочных места общедоступной сети.
Индекс потребительских цен в общественном питании составил 103,6%.
На объем оборота общественного питания повлиял низкий потребительский спрос населения вследствие снижения реальных денежных доходов.
В январе-сентябре населению города оказано бытовых услуг на 388,4 млн. рублей (100,4% роста к уровню прошлого года).
В составе бытовых услуг наибольший удельный вес занимают услуги по ремонту и строительству жилья (39,1%), техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (22,3%), ритуальные услуги (16,9%).
По сравнению с январем – декабрем 2015 года возрос объем услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (113,1%); услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры (110,5%); парикмахерских и косметических услуг (105,2%) и др.
За 12 мес. т.г. открылось 8 предприятий бытового обслуживания населения, в т.ч. маникюрный салон, 2 парикмахерских, мастерская «Электромир», «Мобильный сервис», «Шиномонтаж» и т.д.
Организовано 23 новых рабочих места.
На объем платных услуг оказывает влияние низкий потребительский спрос вследствие снижения реальных доходов населения.
Индекс цен на бытовые услуги составил 105,4%, в т. ч. наибольший рост цен наблюдается по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования – 109,82%, парикмахерским услугам – 109,51%, ремонт, окраска и пошив обуви – 107.14%.
В расчете на одного жителя города оказано услуг бытового характера - на 9,9 тыс. рублей (за 12 мес. 2015 года 9,3 тыс. рублей).
Всего на потребительском рынке города за 12 мес. 2016 года:
- введено 39 новых предприятий, в т.ч. 28 – в торговле, 3 – общественном питании, 8 – в бытовом обслуживании;
- прирост торговых площадей составил – 2576,6 м 2, в т.ч. в торговле – 2100,7м2,, в общественном питании – 70 м 2, в бытовом обслуживании – 405,9 м 2.
- организовано новых рабочих мест – 135, в т.ч. 96 – в торговле, 16 – в общественном питании, 23 – в сфере бытового обслуживания;
- сумма привлеченных инвестиционных вложений составила – 143,6 млн.руб., в т.ч. торговля – 125,8 млн.руб., общественное питание – 7,4 млн.руб., бытовое обслуживание – 10,4 млн.руб.
Начальник отдела торговли и защиты прав потребителей
комитета по экономической политике и инвестиционной
деятельности администрации города О.А.Челмодеева