Банк России информирует

Фото: promorshansk.ru

....

Кредитные кооперативы: всем выйти из сумрака!

В августе 2017 года МВД России возбудило уголовное дело против преступной группы, состоящей из страховой компании и 22 кредитных потребительских кооперативов (КПК) с похожими названиями.До этого в ходе проверок этих КПК Банк России установил многочисленные нарушения закона и подтвердил все признаки «финансовой пирамиды». Полиция провела более 180 обысков, в ходе которых обнаружены и изъяты документы и печати более 200 фиктивных организаций и другие предметы, подтверждающие противоправную деятельность группы. Задержаны 8 человек.Обманутыми пайщиками оказались более 25 тыс. граждан из 17 городов России, 16,6 тыс. пострадавших передали кооперативам свои личные сбережения. Объем материального ущерба превысил 7,5 млрд рублей. Случай, конечно, вопиющий, но, к сожалению, не единичный.

Чтобы снизить ущерб от таких преступных действий и обеспечить дополнительную защиту потребителей финансовыхуслуг, Банк России утвердил базовый стандарт защиты прав и интересов участников КПК. Документ разработали саморегулируемые организации в сфере финансовых рынков, объединяющие КПК, в соответствии с требованиями мегарегулятора. Стандарт вступает в силу с 1 января 2018 года.Контролировать, какКПК соблюдают базовый стандарт,такжебудутсаморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющиеКПК.

На территории Центрального федерального округа только за 2017 год зарегистрировано 73 новых КПК. В Москве и Московской области, по данным на 29.12.2017 действовало317 КПК. Всего же на территории ЦФО на данный момент более 500 КПК. «Мы полагаем, что внедрение базового стандарта поможет пайщикам лучше понять, как развивается этот сегмент финансового рынка, какие риски таит, какие преимущества есть у этого вида инвестирования личных сбережений, - комментируетвступление в силу базового стандарта начальник управления надзора за рынком микрофинансирования
ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Евгений Сухоцкий. – Конечно, необходима унификация ряда процедур. Это позволит сделать деятельность КПКболее прозрачной иэффективной и защитить интересы пайщиков».

С 2018 года КПК обязаны раскрывать информацию о своей деятельности в четко установленном объеме– от наименования и местонахождения КПК до перечня рисковпайщиков и штрафных санкций за просроченные платежи по выданным займам. Обязательным является информирование членов кооператива о том, что КПК не являются участниками системы страхования вкладов физических лиц - то есть при наступлении«плохих времен» возврат их сбережений государством не гарантирован. Как отмечает Евгений Сухоцкий, участникам КПК следует досконально знать свои права и обязанности (в том числе о солидарной ответственности по обязательствам кооператива), а также о том, как и куда они могут направить жалобу, каков порядок рассмотрения их обращений:«Располагая всей полнотой информации, человек сможет принять более взвешенное финансовое решение».

Согласнобазовому стандартузащиты прав и интересов участников КПК, теперь в случае возникновения просроченной задолженности по выданному займуКПКобязан бесплатно в течение 7 дней проинформировать должника о наличии и сумме долга, обеспечить ему возможность подать заявление о реструктуризации и рассмотреть такое заявление в установленном порядке. При этом в стандарте содержится перечень оснований для реструктуризации задолженности - в ихчисле, например, несчастный случай или заболевание, потеря работы. Во избежание недоразумений и злоупотребленийКПК предписано фиксировать и хранить записи всех телефонных переговоров и иныхвидов взаимодействия с должником.

Не секрет, что зачастую КПК заманивают пайщиков выгодными рекламными акциями и обещаниями огромных доходов. Именно поэтому стандарт предъявляет особые требования к рекламе КПК. Она должна быть добросовестной и достоверной. Нельзя злоупотреблять доверием граждан и использовать отсутствие у них финансовых знаний, вводить людей в заблуждение с помощью рекламных технологий. «Вся информация для участников КПК должна располагаться в доступном месте и оформляться таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной информацией. Язык изложения информации должен быть доступным, шрифты - удобными и легкими для прочтения, а специальные термины - разъяснены», - подчеркивает Евгений Сухоцкий. Таким образом, полагают в Банке России,комплекс мер, предусмотренныхбазовым стандартом, поможет обеспечить информационную открытость рынка кредитной кооперации, повысить финансовую грамотность пайщиков, качество предоставляемых КПК услуг и предотвратить недобросовестные и криминальные практики.

Две недели на охлаждение

С 1 января 2018 годаназываемый «период охлаждения », в течение которого можно отказаться от купленной страховки и вернуть себе – полностью или частично - потраченные средства, увеличен до 14 дней. Это сделанопо согласно указанию Банка России. Ранееаннулировать страховку можно былов течение 5 дней.

 

Начнем с истории. Период охлаждениясроком в 5 дней былвведен летом 2016 года,он появился какособая мера защитыпотребителей финансовыхуслуг,которыев большом количестве жаловались регулятору на «неправильное», мягкоговоря,поведение страховыхкомпаний. Тогда более четверти всех обращений граждан по поводу ОСАГО в Банк России составляли жалобы на то,чтостраховщики при попытке оформить полис автогражданки навязывали клиентам «добровольное» страхование жизни и здоровья либо страхование от несчастного случая. Вернуть ненужную страховку человек не мог, так как это не было предусмотрено договором. В случае несогласия клиента страховой агент отказывался оформлять ОСАГО под предлогом «отсутствия бланков» или «сбоя системы».

Банк России встал на защиту граждан и специальным указанием обязал страховщиков включать в свои правила и договоры период охлаждения, в течение которого гражданин вправе отказаться от навязанной услуги и вернуть потраченные средства. За полтора годаэтот инструмент показалсвоюэффективность.Благодаря периоду охлаждения количество жалоб на навязывание дополнительных услуг снизилось почти втрое. И вот теперь срок периода охлаждения увеличен до 14 дней.

Как отмечает управляющий Отделениум по Тамбовской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Михаил Носенков, «две недели – универсальный срок для защиты прав потребителей, законодательно установленный для досрочного возврата товара и суммы потребительского кредита». Теперь такой же срок распространяется и на «покупку» страховки. То есть, если вы приобрели ненужный страховой полис, у вас есть две недели на раздумья и расторжение договора. Период охлаждения начинается со дня заключения договора страхования и не зависит от уплаты или полноты страхового взноса.

Что же попадает под действие периода охлаждения? Это наиболее популярные виды страхования: каско, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, ДМС для российскихграждан страхование жизни, страхование от несчастного случая, гражданская ответственность перед третьими лицами, страхование финансовых рисков.

Однако,он не действует при оформлении ДМС работающими в России иностранными гражданами и лицами без гражданства, страховании выезжающих за рубеж, страховании профессиональной ответственности (нотариусов, адвокатов, оценщиков и других), а также при оформлении «Зеленой карты».

Для отказа от страховки необходимо в течение 14 дней написать соответствующее заявление в страховую компанию, указав свои банковские реквизиты. Вместе с заявлением следует предоставить оригинал договора страхования и квитанцию об оплате.В течение 10 дней страховщик обязан рассмотреть заявление и вернуть средства (при условии, что за время с момента заключения договора не было страхового случая).Если договор не вступил в силу, то компания обязана вернуть уплаченные деньги в полном объеме. Если действие договора уже началось, то страховщик вправе удержать часть средств пропорционально количеству дней, прошедших с начала его действия.

Врез: Эксперты советуют оценить, точно ли вам не нужна добровольная страховка. В случае потребительского кредита отказ от нее может повлечь повышение процентов по кредиту.

Затяжной ремонт

 

Страховыемошенники придумали новуюсхемуобманаавтовладельцев,которым послеДТП положено натуральное возмещение по полису ОСАГО

В социальныхсетяхпоявисьрассказывозмущенныхавтовладельцев,которыепо собственной доверчивостипопали в рукинедобросовестных посредников в организации ремонта после дорожной аварии.Напомним,чтос весны2017года действуютизменения в законе об ОСАГО, которые устанавливают приоритет натурального возмещения над денежной выплатой для новых договоров и в отношении автомобилей, принадлежащих гражданам. Банк России поддержалэти нововведения с одной целью: улучшить качество клиентского сервиса при урегулировании убытков.Номошенникипридумалиочереднуюсхему,котораядобавляетавтолюбителям новыххлопот и нервотрепки.

Такна что,собственно, автовладельцы жалуются?Надействия некоторыхассистанских(от англ. Assistance– помощь, содействие) компаний,которыеуговаривают попавших в ДТП заключать договор цессии.Напомним,что цессия – этопереуступка прав требования.Тоестьчеловекуговорят: «Неволнуйтесь,мы сделаем все лучше и быстрее,чемв вашей страховой. Толькодоверьте нам право«защищать» ваши интересы. Подпишите договорчик!».Но при этомумалчивают,что после цессии перед клиентом по обязательствамуже не отвечают страховая компания и ее партнеры – станции техобслуживания, которыхзакон обязывает провести ремонта максимум за 30 рабочих дней, и на СТО,которая будет находиться не дальше, чем за 50 километров от места жительства потерпевшего или от места ДТП.Ответственностьпри этом беретна себя посредник,а ведь на него новые требования по срокам и качеству ремонта не распространяются.

В том, чтосредипосредников могут быть –да и естьуже – крайне недобросовестные,пользователи сети активно пишут на форумахавтолюбителей. Такиегоре-помощники затягивают сроки ремонта до трех-четырех месяцев после того, как страхователь заключил с ним договор цессии. Вот какую историю рассказал один из жителей Московской области – назовем его г-н Иванов. Он попал в ДТП,сразу сообщил об этом в компанию, в которой застрахован. И уже на следующий день к нему приехал человек, чтобы произвести осмотр автомобиля и оформить страховой случай. Г-н Иванов даже не сомневался, что это представитель страховщика. Машину осмотрели, бумаги подписали. В тот же день приехал эвакуатор и увез авто в сервис на оценку скрытых повреждений – однако никаких документов об эвакуации автовладелец не получил. Вот тут бы г-ну Иванову уже и засомневаться, но он решил немного подождать. А потом еще немного. Когда же истек положенный по закону об ОСАГО срок, в течение которого страховая компания должна ознакомить клиента с заключением о «цене ремонта», и клиент все же позвонил в свою страховую компанию, выяснилось: приезжа лна осмотр вовсе не их сотрудник, а некий подрядчик. И он, как выяснилось, вместе с пакетом документов дал на подпись г-ну Иванову договор цессии со странным по функционалу и недавно созданным обществом с ограниченной ответственностью. Ремонт авто так и не начался.

Этот случай, увы, не единичен. Жалоб клиентов становится все больше. При этом винить страховую компанию не приходится, так как после подписания автовладельцем договора цессииона уже не контролирует процесс и даже не в курсе, на какую станцию техобслуживания отправляют его «перекупщики прав». Эксперты предупреждают: после цессии перед клиентом отвечает не страховщик, у которого вы оформляли полис ОСАГО,а компания-посредник, у которой появилось право требования к страховщику вместо пострадавшего в ДТП. Астраховые юристы настоятельно советуют не заключать второпях подобные договоры и внимательно изучать все документы, прежде чем их подписывать.Наказатьгоре-посредниказа некачественный ремонт, сорванные сроки, без согласия автовладельца установленные бывшие в употреблении запчасти или непредоставленную гарантию на авторемонт будет ой как непросто.Такая ответственностьпредусмотрена только в отношении страховой компании.

 

Отделение по Тамбовской области

Главного управления Банка России

по Центральному федеральному округу

Тел.: 8 (4752) 73-30-55,
E - mail : 68 media @ cbr . ru

 
По теме
В прокуратуру города Моршанска поступило обращение местного жителя о том, что при обращении в страховую компанию,
24.01.2018
Страховые мошенники придумали новую схему обмана автовладельцев, которым после ДТП положено натуральное возмещение по полису ОСАГО В социальных сетях появись рассказы возмущенных автовладельцев,
23.01.2018
 
 
 
За восемь месяцев текущего года тамбовские налоговики пополнили казну на 32,9 млрд рублей - УФНС В январе-августе 2018 года от налогоплательщиков области в бюджетную систему Российской Федерации поступило 32 923,0 млн рублей налогов, сборов и взносов, администрируемых ФНС России, из них:
18.09.2018
На Сампурском ТОРМ состоялось очередное заседание межведомственной комиссии Сампурского района по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в консолидированный бюджет района - Сампурский район 13.09.2018 на Сампурском ТОРМ состоялось очередное заседание межведомственной комиссии Сампурского района по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в консолидированный бюджет района,
17.09.2018
Дорожно-транспортные происшествия - УМВД Тамбовской области За минувшие сутки, 18 сентября, на территории Тамбовской области зарегистрировано 5 дорожно-транспортных происшествий, в которых 8 человек получили ранения.
19.09.2018 УМВД Тамбовской области
Провокационные действия Израиля расценены как враждебные. Фото: fishki.net Официальный представитель министерства обороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков сообщил,
18.09.2018 Мичуринская Мысль
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (09/19/2018 - 11:17) - Мичуринская правда В прошедшее воскресенье в районе ЦГЛ проведено большое спортивное мероприятие - Третий мичуринский пробег  View the full image Участники пробега.
19.09.2018 Мичуринская правда
В Тамбове, на лыжном стадионе парка «Дружба» проведены региональные соревнования в рамках Всероссийского дня бега «Кросс нации – 2018».
18.09.2018 Мичуринская правда
Дорожно-транспортные происшествия - УМВД Тамбовской области За минувшие сутки, 18 сентября, на территории Тамбовской области зарегистрировано 5 дорожно-транспортных происшествий, в которых 8 человек получили ранения.
19.09.2018 УМВД Тамбовской области
По поручению прокуратуры области прокуратурой Бондарского района проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении прав граждан в жилищно-коммунальной сфере в период подготовки к началу отопительного сезона,
19.09.2018 Прокуратура Тамбовской области